Введение
Можно с уверенностью утверждать, что материал физики 9-х классов является тем фундаментом или краеугольным камнем, на котором ученики в дальнейшем будут строить свои представления о физической картине мира. Поэтому важно не только изложить новый материал, но и научить детей понимать суть физических явлений, основываясь на таких фундаментальных понятиях, как энергия, законы сохранения и взаимодействие.
В данной работе излагается моё мнение о методике преподавания физики в 9-х классах (надеюсь, в будущем, мнение превратиться в собственную методику), на примере уроков решения задач.
Решение задач
Пример решения задач выбран потому, что здесь более полно просматривается связь теории с практикой, и ученики имеют возможность приобрести навыки использования своих знаний в конкретной жизненной ситуации, описанной как условие задачи.
Цели урока
Таким образом, выдвигаются следующие цели. Во-первых, научить описывать физические явления с помощью абстрактных математических символов или, как говорят, строить математическую модель. Во-вторых, научить выделять, исходя из описания явления, тот круг законов и понятий, которые будут применяться в данном случае. И, в третьих, выработать навыки применения соответствующих законов и понятий.
Межпредметные связи
Исходя из первой цели, важную роль на уроке решения задач имеют межпредметные связи, в частности, связь с математикой. К сожалению (а может и нет), программы этих предметов немного не соответствуют, поэтому приходиться уделять несколько уроков изучению таких математических понятий, как вектор, проекции и т. п. Кроме этого, при решении задач приходиться применять сложный математический аппарат, например, решение квадратных уравнений и систем уравнений. Поэтому необходимо напоминать учащимся о методах решения, указывая при этом на тесную связь физики с математикой.
Практическое применение
Однако, необходимо так же указывать на связь теоретического решения задачи с его практическим применением. Например, проследить за поведением системы при изменении некоторых параметров или продемонстрировать полученный результат на опыте, указать сферу применения данного решения. Большую роль в этом вопросе играют лабораторные работы и практикум. Если в задачах мы наблюдаем переход от теории к практике, то здесь наоборот, от практики к теории.
Развитие умений и навыков
Для успешного развития умений и навыков у учеников, в первую очередь необходимо дать им чёткий алгоритм решения задач, и хорошо закрепить его на простых примерах. Как говорил один из наших преподавателей: «Вы должны решать это не задумываясь, спинным мозгом». Но главная роль, всё таки, отводиться умению выделять круг применяемых понятий и законов. В этом могут помочь специально составленные схемы и таблицы, а так же повторение уже пройденного материала. Так же необходимы навыки, приобретённые на уроках математики, поэтому нужно периодически указвыать на это ученикам, о чём было сказано выше.
Заключение
При написании этой работы у меня возникло несколько идей, поэтому в заключение хочется сказать, что дальнейшие разработки будут вестись в трёх направлениях. Первое: углубить связь с математикой по темам «векторы» и «уравнения». Второе: уделить больше внимания выделению необходимых для решения задачи понятий и законов. Третье и самое важное: формирование у учащихся физической картины окружающего мира. |