Учёные установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Учащимся:
Как ни банально, для успешной подготовки к экзаменам необходим элементарный режим дня: сон - 8 часов; свежий воздух - 2-4 часа в день, так как для усвоения большого потока информации необходим кислородный обмен; при работе с информацией необходимо использовать навыки чтения:
- Обзор и просмотр,
- Анализ,
- Ориентация,
- Активное чтение,
- Развитие мысли.
Как не следует сдавать экзамен: Не спешите. Чётко определите, что для вас требуется. Возьмите часы, планируйте время. Будьте внимательны, оставьте время на проверку экзаменационной работы. И ещё: при выполнении тестовых заданий бывает эффективнее не искать правильный ответ, а исключить неправильные.
Родителям:
- нацеливайте ребёнка на позитивный результат;
- поддерживайте ребёнка, хвалите его за то, что он делает хорошо;
- обеспечьте режим ребёнка, чтобы предупредить его переутомление, обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивной умственной деятельности ему необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
- позаботьтесь об эмоциональном состоянии своём и ребёнка: ваше спокойствие и уверенность в положительном результате обязательно содействуют на ребёнка.
Педагогам:
Для профилактики негативных последствий стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов учащимися необходимо использовать общепринятые методы эмоциональной саморегуляции, чередовать периоды напряжения и расслабления, поддерживать в себе и у учащихся позитивный настрой на конечный результат.
С целью профилактики у учеников неблагоприятных эмоциональных состояний следует:
- обучить их воспринимать неудовлетворительные жизненные обстоятельства как временные и изменять их к лучшему;
- обучить выпускников замечать свои достижения, успехи, помочь им выработать чувство уверенности в собственных силах;
- обучить спокойно воспринимать собственные ошибки, анализировать, определять причину, делать выводы и находить выход из сложной ситуации.
И ещё: экзамены - это, безусловно, напряжение. В то же время - это факт в биографии, через который практически все проходят, при этом успешная сдача экзаменов открывает путь к дальнейшему образованию, благоустройству собственной жизни.
Рекомендации психолога Набиркиной Ольги Петровны. |