Пятница, 29.03.2024, 14:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Почтовская школа

Статьи


Родителям будущих первоклассников
Родителям будущих первоклассников


«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский

В каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность ребенка к школе"? Как и когда начинать готовить ребенка к школе? Как правильно готовить ребенка к школе в домашних условиях?
Давайте остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"?


В понятии "готовность к обучению в школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:
• физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
• биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
• комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую социальную (или общественную) роль "Я - ученик" (ранее была только роль «Я – ребенок»).

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет". Как он проявляется?

Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших "послушных" малышей: в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем наоборот: дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.

Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет?
Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.
Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи, дайте ему так необходимую в такие моменты родительскую поддержку. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать, обнять; или взбодрить своего любимого сына или дочку.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:
• уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),
• уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),
• уровень развития связной речи,
• эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).
Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Физиологическая готовность:
• Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
• Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, дальше-ближе, вперёд – назад, слева – справа).
• Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Социально-психологическая или личностная готовность:
Ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Сформированы:
• Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
• Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Психологическая (нтеллектуальная) готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
• Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам: фрукты, овощи, посуда, мебель, деревья, цветы, еда, одежда, и т.п.).
• Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
• Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).


Важно помнить, что все, чему вы научите ребенка сейчас, поможет ему быть успешным в школе. Поэтому рассмотрим


Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками, признавать авторитет взрослых.
Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию.
В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.
То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д., даже если ему кажется, что ничего непонятно.
70% от того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.
Лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.
30% того, что ребенок видит — он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал (т.е. используйте любой наглядный материал).
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей будущих первоклассников не должна превышать 30 минут. Затем необходимо делать перерывы.
Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.
• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.
• развивайте мелкую моторику рук ребенка: с помощью рисования в альбомах (карандашами, красками), штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки из теста, пластилина, нанизывания бусинок, пуговиц, работы с конструкторами разного типа, с пазлами; работы с ножницами.
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи
• уметь интонационно выделять звук в словах
• уметь выделять заданный звук в потоке речи
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
• уметь произносить слова по слогам
• уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
• уметь наизусть читать любимые стихотворения
• знать автора прочитанного стихотворения
• уметь последовательно передавать содержание сказки
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
• знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
• знать знаки +, -, =,<, >.
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов
• уметь сравнивать 2 группы предметов
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
• уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
• уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
• иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
• знать 1-2-3 комнатных растения
• знать названия 12 месяцев года
• знать названия всех дней недели
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Категория: Родителям | Добавил: психолог (20.01.2017)
Просмотров: 903 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Поиск
Контакты

Адрес: 298420
пгт. Почтовое ул. Ленина 2
Бахчисарайский район
Республика Крым

Телефон: +7 (36554) 7-20-45
e-mail: school_bachisaray-rayon16@crimeaedu.ru

Обратная связь:
форум, форма обратной связи

Соцсети:
ВКонтакте
Сделаем вместе!
Российское Движение Школьников

Опрос
Любимый предмет?
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Черноус Алексей © 2013 - 2024 (официально 18.03.2013 - 08.09.2018)
Используются технологии uCoz