Суббота, 04.07.2020, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ни шагу назад, ни шагу на месте!

Статьи


Особенности обучения и сопровождения детей с ОВЗ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть мы должны учить так, как он умеет.

       Все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Этот процесс возможен только при работе команды специалистов, которые работают в школе с детьми с ОВЗ. Кто эти специалисты и каковы их основные функции:

1.Заместитель директора по учебной части: возглавляет, организует, курирует работу команды, возглавляет школьный ПМПконсилиум, отвечает за составление адаптированной программы, всех необходимых документов на ребенка с ОВЗ;

2.Учителя: осуществляют образовательный процесс, участвуют в составлении основной части адаптированной программы;

3.Классный руководитель: постоянный контроль за процессом обучения и адаптации, отвечает за ведение дневника наблюдения, за взаимодействие ученик-другие учащиеся, учителя –родители, ученик-учитель. Вовремя сигнализирует о возникших трудностях;

4.Другие специалисты: тьютор, ассистент учителя (если есть), психолог, логопед, медицинский работник школы, дефектолог и социальный педагог (если есть).

Тьютор сопровождает ребенка в течение всего процесса нахождения ребенка в школе, ассистент учителя – не все время, способствует взаимодействию ребенок - учитель, ребенок – дети, тесно сотрудничает с классным руководителем, другими специалистами, вовремя сигнализирует о возникших трудностях.

Психолог – расшифровка заключения ТПМПК и ЦПМПК, психологическая диагностика и сопровождение учащегося, разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка, ведет коррекционно-развивающую работу по этой программе, которая является частью адаптированной программы и утверждается членами консилиума с присутствием родителей на школьном ПМПконсилиуме. Консультирует, дает рекомендации специалистам и родителям в рамках своих полномочий.

Логопед: логопедическое обследование, разработка программы, работа с ребенком по этой программе, рекомендации для учителей и родителей.

Медицинский работник: осуществляет медицинское сопровождение учащегося в школе.

5.Родители или опекуны учащегося.

Каждый из перечисленных специалистов, в том числе родители, участвует в составлении адаптированной программы, индивидуального маршрутного листа, индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, ведет свою часть документации и отчетности.

 

Основные этапы сопровождения ребенка с ОВЗ

  1. Расшифровка заключения ТПМПК или ЦПМПК;
  2. Сбор сведений о ребенке каждым специалистом отдельно;
  3. Проведение школьного ПМПконсилиума, разработка индивидуального маршрутного листа, индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, адаптированной программы на основании заключения ТПМПК или ЦПМПК и индивидуальных особенностей развития ребенка, участие в создании специальных условий.
  4. Реализация программы обучения.
  5. Подведение итогов работы в конце учебного года с внесением коррективов в ИПР для дальнейшей работы с учащимся.

Все участники сопровождения процесса обучения ребенка в школе должны принимать участие в обучающих семинарах, вебинарах, пройти курсы по сопровождению и обучению детей с ОВЗ.

Общие рекомендации для учителей, которые обучают детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования или индивидуально

Учащиеся с ОВЗ нуждаются:

1.  В изменении способов подачи информации или адаптации (модификации) учебного материала  с целью более успешного освоения образовательной программы.

 Изменение способов подачи информации - предоставление таким учащимся особых условий по сравнению с их одноклассниками: изменение сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов подачи информации.

 Адаптация (модификация) учебного материала - упрощение и видоизменение заданий, способов подачи информации или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний обучающихся с ОВЗ: выделение шрифтом или цветом ключевых элементов, сокращение излишних подробностей и упрощение формата, визуальное восприятие (рисунки, диаграммы, схемы, иллюстрации, рукописные заметки и галочки на полях, сокращение общего объема материала, использование простых языковых конструкций и использование словаря), т.е.использовать более доступные формы восприятия информации ребенком (можно сказать бегемот, можно сказать гиппопотам – животное одно, а способ донесения информации разный), использование разнообразных способов поощрения, повышение интерактивности.

Использование подсказок и наводящих вопросов, предоставление дополнительного времени для завершения задания, использование творческих приемов и заданий, использовать более четкие и короткие инструкции.

Например: для одних детей необходимо увеличение шрифта, для других – изменение размера междустрочного интервала.

В случае, когда ребенок обучается по адаптированной программе: если  дети выполняют какое-то самостоятельное более сложное задание, а наш ребенок в силу своих индивидуальных возможностей развития пока еще не может с ним справляться, ему необходимо давать индивидуальное задание, например разложить картинки по порядку,  сортировать буквы, классифицировать фигуры по цветовой гамме, обводить или копировать слова, рисовать по заданной теме и т.п. 

Письменные задания:

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными буквами, словами, предложениями;
  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  • дополнение печатных материалов видео, рисунками, схемами, опорными таблицами;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
  • разрешение использовать уч-ся диктофон для записи ответов;
  • уменьшение объема материала

Математика:

  • разрешение использовать калькулятор;
  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
  • использование малого количества заданий для получения оценки;
  • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
  • предоставление математических пособий, справочных материалов, опорных конспектов и схем;
  • обеспечение ученика визуальным числовым рядом;
  • поэтапное представление проблемных заданий;
  • использование визуальных пособий (картинок, графиков);
  • использование наглядных демонстраций с пошаговыми инструкциями.

У детей с ОВЗ бывает нежелательное или проблемное поведение в классе, поэтому для улучшения взаимодействия, поощрения взаимопомощи среди учащихся, повышения самооценки и уверенности ребенка с ОВЗ необходимо использовать различные методы для модификации поведения ребенка:

  • организация учебного дня;
  • распределение учащихся по парам, чтобы один мог помогать другому;
  • обозначение школьных правил, использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
  • использование поощрений, например, похвалить за то, что забывчивый ученик принес тетрадь или карандаши, или выполнил домашнее задание;
  • свести к минимуму наказания: больше использовать позитивное, создавать ситуации успеха; т.е.  ребенок услышал о правилах, видит их в виде опорных схем и картинок и еще получает поощрение за их выполнение;
  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
  • разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
  • разработка «кодовой» системы - слова, которое дает учащемуся понять о недопустимости его поведения.

Все это должно обсуждаться в команде – не один педагог, а все педагоги, работающие с этим ребенком.

Результат работы во многом зависит от вклада каждого участника в общий процесс работы с ребенком с ОВЗ и от внутреннего настроя и степени развития эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Если вы обратитесь к ссылке: http://krcppms.ru/video/  Инклюзивного ресурсного центра  г.Симферополь, то найдете много вебинаров, посвященных организации работы с детьми с ОВЗ, в том числе: Вебинар ИРЦ, 25 ноября 2015 г. – рекомендации для учителей, которые обучают детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, примеры по адаптации содержания заданий для детей с ОВЗ, физкультминутки для детей с ОВЗ, способы альтернативной коммуникации и др. 

http://krcppms.ru/video/ - запись вебинара на тему «Составление адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ» - Вебинар ИРЦ. 8 ноября 2016 г.

http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ - информация для всех категорий специалистов, работающих с детьми с ОВЗ: администрации школы, учителей, классных руководителей, тьюторов, логопедов, психологов.

http://fgosreestr.ru  - реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ.

 

Категория: Педагогам | Добавил: психолог (20.01.2017) | Автор: Джелялова Ольга Владимировна
Просмотров: 2270 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Контакты

Адрес: 298420
пгт. Почтовое ул. Ленина 2
Бахчисарайский район
Республика Крым

Телефон: +7 (36554) 7-20-45
e-mail: pochtschool@mail.ru

Обратная связь:
форум, форма обратной связи

Соцсети:
ВКонтакте

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Черноус Алексей © 2013 - 2020 (официально 18.03.2013 - 08.09.2018)
Используются технологии uCoz