ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть мы должны учить так, как он умеет.
Все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Этот процесс возможен только при работе команды специалистов, которые работают в школе с детьми с ОВЗ. Кто эти специалисты и каковы их основные функции:
1.Заместитель директора по учебной части: возглавляет, организует, курирует работу команды, возглавляет школьный ПМПконсилиум, отвечает за составление адаптированной программы, всех необходимых документов на ребенка с ОВЗ;
2.Учителя: осуществляют образовательный процесс, участвуют в составлении основной части адаптированной программы;
3.Классный руководитель: постоянный контроль за процессом обучения и адаптации, отвечает за ведение дневника наблюдения, за взаимодействие ученик-другие учащиеся, учителя –родители, ученик-учитель. Вовремя сигнализирует о возникших трудностях;
4.Другие специалисты: тьютор, ассистент учителя (если есть), психолог, логопед, медицинский работник школы, дефектолог и социальный педагог (если есть).
Тьютор сопровождает ребенка в течение всего процесса нахождения ребенка в школе, ассистент учителя – не все время, способствует взаимодействию ребенок - учитель, ребенок – дети, тесно сотрудничает с классным руководителем, другими специалистами, вовремя сигнализирует о возникших трудностях.
Психолог – расшифровка заключения ТПМПК и ЦПМПК, психологическая диагностика и сопровождение учащегося, разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка, ведет коррекционно-развивающую работу по этой программе, которая является частью адаптированной программы и утверждается членами консилиума с присутствием родителей на школьном ПМПконсилиуме. Консультирует, дает рекомендации специалистам и родителям в рамках своих полномочий.
Логопед: логопедическое обследование, разработка программы, работа с ребенком по этой программе, рекомендации для учителей и родителей.
Медицинский работник: осуществляет медицинское сопровождение учащегося в школе.
5.Родители или опекуны учащегося.
Каждый из перечисленных специалистов, в том числе родители, участвует в составлении адаптированной программы, индивидуального маршрутного листа, индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, ведет свою часть документации и отчетности.
Основные этапы сопровождения ребенка с ОВЗ
- Расшифровка заключения ТПМПК или ЦПМПК;
- Сбор сведений о ребенке каждым специалистом отдельно;
- Проведение школьного ПМПконсилиума, разработка индивидуального маршрутного листа, индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, адаптированной программы на основании заключения ТПМПК или ЦПМПК и индивидуальных особенностей развития ребенка, участие в создании специальных условий.
- Реализация программы обучения.
- Подведение итогов работы в конце учебного года с внесением коррективов в ИПР для дальнейшей работы с учащимся.
Все участники сопровождения процесса обучения ребенка в школе должны принимать участие в обучающих семинарах, вебинарах, пройти курсы по сопровождению и обучению детей с ОВЗ.
Общие рекомендации для учителей, которые обучают детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования или индивидуально
Учащиеся с ОВЗ нуждаются:
1. В изменении способов подачи информации или адаптации (модификации) учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы.
Изменение способов подачи информации - предоставление таким учащимся особых условий по сравнению с их одноклассниками: изменение сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов подачи информации.
Адаптация (модификация) учебного материала - упрощение и видоизменение заданий, способов подачи информации или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний обучающихся с ОВЗ: выделение шрифтом или цветом ключевых элементов, сокращение излишних подробностей и упрощение формата, визуальное восприятие (рисунки, диаграммы, схемы, иллюстрации, рукописные заметки и галочки на полях, сокращение общего объема материала, использование простых языковых конструкций и использование словаря), т.е.использовать более доступные формы восприятия информации ребенком (можно сказать бегемот, можно сказать гиппопотам – животное одно, а способ донесения информации разный), использование разнообразных способов поощрения, повышение интерактивности.
Использование подсказок и наводящих вопросов, предоставление дополнительного времени для завершения задания, использование творческих приемов и заданий, использовать более четкие и короткие инструкции.
Например: для одних детей необходимо увеличение шрифта, для других – изменение размера междустрочного интервала.
В случае, когда ребенок обучается по адаптированной программе: если дети выполняют какое-то самостоятельное более сложное задание, а наш ребенок в силу своих индивидуальных возможностей развития пока еще не может с ним справляться, ему необходимо давать индивидуальное задание, например разложить картинки по порядку, сортировать буквы, классифицировать фигуры по цветовой гамме, обводить или копировать слова, рисовать по заданной теме и т.п.
Письменные задания:
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использование упражнений с пропущенными буквами, словами, предложениями;
- обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
- дополнение печатных материалов видео, рисунками, схемами, опорными таблицами;
- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
- разрешение использовать уч-ся диктофон для записи ответов;
- уменьшение объема материала
Математика:
- разрешение использовать калькулятор;
- размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
- использование малого количества заданий для получения оценки;
- использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
- предоставление математических пособий, справочных материалов, опорных конспектов и схем;
- обеспечение ученика визуальным числовым рядом;
- поэтапное представление проблемных заданий;
- использование визуальных пособий (картинок, графиков);
- использование наглядных демонстраций с пошаговыми инструкциями.
У детей с ОВЗ бывает нежелательное или проблемное поведение в классе, поэтому для улучшения взаимодействия, поощрения взаимопомощи среди учащихся, повышения самооценки и уверенности ребенка с ОВЗ необходимо использовать различные методы для модификации поведения ребенка:
- организация учебного дня;
- распределение учащихся по парам, чтобы один мог помогать другому;
- обозначение школьных правил, использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
- использование поощрений, например, похвалить за то, что забывчивый ученик принес тетрадь или карандаши, или выполнил домашнее задание;
- свести к минимуму наказания: больше использовать позитивное, создавать ситуации успеха; т.е. ребенок услышал о правилах, видит их в виде опорных схем и картинок и еще получает поощрение за их выполнение;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
- разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- разработка «кодовой» системы - слова, которое дает учащемуся понять о недопустимости его поведения.
Все это должно обсуждаться в команде – не один педагог, а все педагоги, работающие с этим ребенком.
Результат работы во многом зависит от вклада каждого участника в общий процесс работы с ребенком с ОВЗ и от внутреннего настроя и степени развития эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Если вы обратитесь к ссылке: http://krcppms.ru/video/ Инклюзивного ресурсного центра г.Симферополь, то найдете много вебинаров, посвященных организации работы с детьми с ОВЗ, в том числе: Вебинар ИРЦ, 25 ноября 2015 г. – рекомендации для учителей, которые обучают детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, примеры по адаптации содержания заданий для детей с ОВЗ, физкультминутки для детей с ОВЗ, способы альтернативной коммуникации и др.
http://krcppms.ru/video/ - запись вебинара на тему «Составление адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ» - Вебинар ИРЦ. 8 ноября 2016 г.
http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ - информация для всех категорий специалистов, работающих с детьми с ОВЗ: администрации школы, учителей, классных руководителей, тьюторов, логопедов, психологов.
http://fgosreestr.ru - реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ.
|