Суббота, 20.04.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Почтовская школа

Статьи


Капризы детей

Вопросы православного воспитания.
Рекомендации для молодых родителей.  

Учитель начальных классов ОМЕЛЬЧЕНКО М.В.

Святой праведный Иоанн  Кронштадтский писал: «Каприз – зародыш сердечной порчи, ржавчина сердца, моль любви, мерзость Господу богу»

В драме под названием «Детский каприз» ведущая роль принадлежит отнюдь не ребёнку. В реальности это взрослый, прежде всего мама. От взрослых зависит не только выход из пиковой ситуации, но и ответ на главный вопрос  «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ детскому капризу?»
 В «Толковом словаре»  В. И.  Даль указал, что в переводе с французского языка, слово каприз означает «упрямство, упорство, причуда, привередливость, прихоть»

Каприз – необоснованное сопротивление советам и требованиям окружающих, стремление, во что бы то ни стало настоять на своём, сопровождающееся всплеском негативных эмоций, двигательным  возбуждением, подчас в форме истерик.    Истерики устраиваются по отношению к близким и к «дальним» людям. Это - педагоги-репетиторы, пассажиры в автобусе, знакомым при встрече на улице капризуля запрещает разговаривать с мамой, заявляя: «Это моя мама»

ГРУДНИЧОК

Крик – это речь крохи. Он зовёт на помощь, а не кричит просто так, показывая характер. Младенец может выражать беспокойство к перемене погоды, смене обстановки, сбою режима дня, из-за конфликтов в семье, пережитый стресс после пребывания в больнице.

Возбудимый, чрезмерно активный ребёнок требует повышенного внимания матери. Следует:  
     а) держать малыша постоянно в поле зрения,
     б) больше разговаривать с малышом,
     в) привлекать к развивающим играм,
     г) способствовать целенаправленной деятельности.  
Внимание со знаком минус:
    Гиперактивный  малыш часто слышит окрики и команды: НЕ ТРОГАЙ,    НЕ БЕРИ,  НЕ ЛЕЗЬ.  Между ребёнком и мамой возникает взаимное непонимание и раздражение.
     Это приводит ещё к большему беспокойству малыша. Если мать и дальше будет также общаться с ребёнком, то когда ребёнок чуть подрастёт, капризы станут для него одним из главных  способов манипулирования окружающими.
                            
                           МАЛЫШ
         Подрастая, дети пытаются подстроить мир под себя. Теперь плач для них не только способ выражения отрицательных эмоций, но и способ достижения тех или иных целей.
     ЕСЛИ ХОТЬ ОДНАЖДЫ РЕБЁНОК ДОБИЛСЯ СВОЕГО КАПРИЗАМИ И ИСТЕРИКАМИ, ЗНАЧИТ, ОНИ БУДУТ ПОВТОРЯТЬСЯ.
        КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?
          Некоторые родители приверженцы теории «свободного воспитания» избирают тактику уступок.  Убирают все опасные предметы. Слово «нельзя» не произносят, разрешают всё, на непослушание закрывают глаза. Это ведёт в тупик.
        Неприученный к самоограничению ребёнок часто попадает в стрессовую ситуацию. В 2-3 года, если дома ребёнку всё дозволено, а в других местах он не может себя вести, как заблагорассудится. Это вызывает  протест:  истерики в магазине, на прогулке валится на землю, брыкается, вопит на всю улицу. Уход из гостей, поход в цирк, поездка в транспорте, посещение врача, пребывание на занятиях ведёт к проблеме. Обстановка в доме нервная, отношения разлажены. У ребёнка повышается уровень тревожности, раздражительность растёт, в результате чего может развиться невроз. Тут необходима помощь психолога, а то и психиатра. Но и лекарственные препараты не снимают необходимости установления рамок поведения.
          НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ РАМКИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ  ЭТО ВЕЖЛИВО, НО ТВЁРДО, БЕЗ УНИЖЕНИЯ.
        Педагогические ошибки отражаются на здоровье детей. При отсутствии требований со стороны взрослых при «свободном воспитании» у детей не формируется тормозной процесс, умение умерять желания и порывы, а без этого невозможно  формирование здоровой психики. Задержка психического развития — возникает расторможенность и серьёзные проблемы с концентрацией внимания. Затрудняется обучение в школе. НЕУДАЧИ – РАССТРАИВАЮТ, перевозбуждение растёт, выливается в капризы, истеричность, нервные срывы.
             Детские психиатры советуют:
  - К году ребёнок должен знать слово «нельзя». Услышав запрет, ребёнок  должен остановиться и хотя бы на время перестать делать то, что взрослый не разрешает.
  - У родителей слова не должны расходиться с делами. Когда же мама с папой, выражая недовольство, всё-таки позволяют малышу добиться нарушения запрета, они фактически дают ему установку на непослушание. Причём родительское недовольство играет здесь анти воспитательную роль! Ребёнок видит, что можно не слушаться даже тогда, когда мама с папой явно сердятся или огорчаются. Ребёнок сызмальства привыкает плевать и на слова, и на чувства родителей, жить без тормозов и ставить свои интересы превыше всего на свете.
  - Если сказали слово «нельзя», то запрет должен выполняться, невзирая на капризы и истерики.
  -  Если ребёнок САМ ВОЗДЕРЖАЛСЯ от того, что вы не разрешаете, обязательно похвалите, приласкайте ребёнка, подкрепите правильное поведение.
  -  Со временем следует приучать малыша к режиму.
        «Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как оно запросит есть, там до того расслабляют его, что после оно уже не иначе, как с болезнью может отказаться от пищи. Вместе с тем оно привыкает к своенравию оттого, что  успевает выпрашивать или выплакивать всё желаемое»
                                                Святитель Феофан Затворник
                               «Путь ко спасению»
    

                МАМУ БИТЬ НЕЛЬЗЯ!
После года ребёнок наряду с познанием мира, стремительно осваивает область человеческих отношений. Ребёнок изучает границы  дозволенного поведения, пробует родителей на прочность.
        ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПОКРИЧАТЬ?
УСТУПЯТ ИЛИ НЕТ?
    Если уступили, то очень скоро будет выражаться не только плачем и криком, но и агрессией в виде драки и швыряния вещей. Это результат импульсивности ребёнка.
 РЕАГИРОВАТЬ  СПОКОЙНО:       
                             НЕ РАЗДРАЖАТЬСЯ,  
                             НЕ ОБИЖАТЬСЯ
                             НЕ  РАССТРАИВАТЬСЯ
       Реагировать видом, словом, действием.
Действия – снять с рук, строгий взгляд, погрозить пальцем,  слегка шлёпнуть. Всё это символы наказаний. Шлепок по памперсу не причинит боли, но зато чётко выражает отношение взрослых к поступку ребёнка. Слова, когда их много, часто не доходят до малыша, ему необходимы иллюстрации сказанного, положительное или отрицательное подкрепление.
   Родителям следует быть последовательными, не менять установок и запретов.
   
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
«И вы, отцы, НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
                           Апостол Павел   (Еф.6, 1)

         Начинается всё с мелочей:
1. Не хочет идти на руки к чужим людям;

2. Страх перед засыпанием: лампадка, тёплая ванна, крестить постель малыша, читать вечернее правило и Псалтырь.    Старец Паисий  Святогорец поучал: «Родители должны быть очень внимательными, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их души ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителя. В их головы лезут разные варианты «защиты». Подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти и до отчаяния»  

(« Слова», т. IV, «Семейная жизнь», изд. дом «Святая гора», М., 2004, стр. 118—119)

3. В гостях повышенная тревожность - найти за что похвалить ребёнка.
4. Усиливает капризность детей неуверенность
    родителей в своей правоте, ребёнок это чувствует, его истерика – неубиенный козырь, начинает пользоваться им всё чаще, поэтому психика страдает ещё сильнее. НАДО ДЕРЖАТЬСЯ УВЕРЕННО И ДРУЖЕЛЮБНО.

5. НЕ СЛЕДУЕТ оправдываться перед капризулей, не заискивать, не задабривать в надежде, что он сменит гнев на милость.

6. Ребёнок должен видеть и знать, что истерик вы не боитесь, и капризами он желаемого не добьётся.

7. Гиперопека – чрезмерная забота и внимание перенапрягают детскую психику, мешает нормально взрослеть,  развивая инфантилизм и  безответственность

8. Капризы –  «безнадзорного», предоставлен сам себе, нехватка любви и поддержки.

9. Дети растут капризными, если в семье есть РАЗНОГЛАСИЯ, мама наказала, а бабушка жалеет или мама защищает ребёнка от папы, а последнее время  наоборот – папа «защитник», а мама «агрессор».

10.  Телевизор и компьютеры ослабляют детскую психику.

11. Надо стараться понять ребёнка. Но при этом НЕ ДОПЫТЫВАТЬСЯ ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ, ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?   Ребёнок и сам не знает, что с ним творится, а после таких расспросов почувствует себя хозяином ситуации, чего капризуля и добивался, закатывая истерики.

           КАПРИЗЫ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ.

I.   Если тесная связь ребёнка с матерью не ослабевает, то нет самостоятельности, малыш не умеет преодолевать трудности. Следует предоставлять больше самостоятельности, приучить к самостоятельному засыпанию, в то время, когда мать находится  в соседней комнате. Следует приобщать ребёнка к бесконфликтному  общению с детьми.

II. Провоцирующее поведение ребёнка
Раскачивание, с постукиванием головой о предметы, битьё себя по голове, перебирание волос на голове так, довольно странным образом, ребёнок восполняет недостаток тактильного внимания. Малыш ведёт себя навязчиво, ноет, проявляет агрессию. Ребёнку нужна спокойная обстановка, любовь и внимание, следует хвалить.  
III.    Безразличие к матери, малыш реагирует только на повышение голоса и угрозы наказания. Причина в авторитарности матери, её непоследовательности в требованиях к малышу и реагирование в зависимости от своего настроения - либо слишком вяло, либо чересчур бурно.
         Во всех трёх случаях изменение маминого поведения – залог уменьшения детской капризности.
IV. Родовые травмы, кесарево сечение, эпидуральная анестезия становятся причинной гипоксии (кислородного голодания мозга по шкале Апгара). У таких деток очень ранимая психика и сложные отношения с матерью.  Может потому, в момент родов от неё невольно исходила опасность?  Ребенок, конечно, этого не помнит, но сам не зная почему, испытывает двойственные чувства: в его душе странным образом сосуществуют повышенная привязанность и, одновременно, отталкивание. С одной стороны он жить без мамы не может, а с другой, часто противоречит, делает назло, «мотает нервы».
     РАЗДВОЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.  ЛИЦЕМЕРИЕ.
       К концу дошкольного возраста часть капризных детей уже стыдятся устраивать сцены на улице, зато дома капризули не церемонятся. Любое противоречие их желаниям вызывает Взрыв гнева, крики, слёзы. А в садик или в школе такой ребёнок держится спокойно, немного скованно. Но родителей сей факт расстраивает подчас больше самих капризов, поскольку видят в нём проявление лицемерия. И действительно, если подобное раздвоение закрепится, то лицемерие может стать весьма неприятной чертой характера.
     Тихони на людях, капризули дома. Они адекватны и управляемы. Для этого нужно:
  - словом и делом внушать, что капризами он ничего не добьётся;
  -  стараться до капризов не доводить; сглаживать острые углы. Очень важно соблюдать режим.
  - дети с таким поведением не только манипуляторы, но и артисты. А артистам нужно внимание публики. Если капризуля спокоен, то  мама, уставшая от его сцен,  облегчённо вздыхает и занимается своими делами. И получается, что малышу не выгодно себя хорошо вести, поскольку тогда он не получает того, что жаждет больше всего – внимания окружающих.
      Гораздо хуже,  если дома ребёнок ведёт себя хорошо, а в чужой обстановке, особенно в группе детей, что называется «чумеет». Тогда речь идёт о медицинском диагнозе.

 Присутствие третьего лица – караул!
    Капризы демонстративного ребёнка нередко усиливаются в присутствии «третьего» лица: папы, бабушки, гостя. Даже короткий телефонный разговор не проходит спокойно. С папой капризуля может вести себя властно. Не давая отцу переобуться и поужинать будет требовать, чтобы папа с ним играл. Малыш добивается повышенного внимания, рассчитывая на потакание этих самых «третьих лиц». Поражать  публику следует хорошими качествами.
     Усиление капризности – частый признак заболевания. Иммунитет ослабел, но внешне это ещё никак не проявляется. А вот психика уже даёт сбой. Лучше снизить нагрузки и  оставить ребёнка в покое, но только не перед телевизором или компьютером.  А  если ребёнок «мается» дома, то у него не развито воображение, творческое начало и ребёнок не может быть предоставлен сам себе. Читать такой ребёнок тоже не любит: бедность фантазии тормозит этот процесс. Иногда сказывается ранняя интеллектуальная перегрузка, из-за которой логика задавила эмоции, а без них фантазия – что птица без крыльев. Ребёнку надо научиться себя занимать – и капризы уйдут вместе со скукой.
    Правильное воспитание, где снисходительность без потакания, строгость без суровости, дружелюбие без панибратства, свобода без вседозволенности, ограждение от соблазнов, добрый пример и великая всепобеждающая любовь.
    «Часто многие из отцов делают всё и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы не радим о своих детях, заботимся об их богатстве,  а душой их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело»        

(«Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста»,  М., «Дарь», 2006, стр. 86 - 87).
          Как важно быть последовательным!
Родители своевольного ребёнка мечутся из крайности в крайность, судорожно пробуют применить к нему те или иные воспитательные меры, но потом начинают его жалеть и смягчают наказание. ИМ хочется верить, что он поймёт и оценит их благородство. А он извлекает совсем другой урок. «Предки – слабаки, если немного покапризничать, поканючить или закатить скандал, они сдадутся и сделают, по-моему»
   Родные сдают позиции почти без боя. Слабовольный человек  тщеславен и  слабоволен.
              Посильность требований и компромисс, но без авансов  помогут родителям справиться с детскими капризами

 


           

 

 

 

Категория: Воспитание и управление | Добавил: Alex (20.01.2017) | Автор: Омельченко Мария Васильевна
Просмотров: 1387 | Теги: каприз, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Поиск
Контакты

Адрес: 298420
пгт. Почтовое ул. Ленина 2
Бахчисарайский район
Республика Крым

Телефон: +7 (36554) 7-20-45
e-mail: school_bachisaray-rayon16@crimeaedu.ru

Обратная связь:
форум, форма обратной связи

Соцсети:
ВКонтакте
Сделаем вместе!
Российское Движение Школьников

Опрос
Любимый предмет?
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Черноус Алексей © 2013 - 2024 (официально 18.03.2013 - 08.09.2018)
Используются технологии uCoz